ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Программа по предмету «ИНТЕРЕСНАЯ ГРАФИКА»

14.05.2016 22:56

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

 

Программа по предмету

«ИНТЕРЕСНАЯ ГРАФИКА»программа по графике 2015-2016.doc

 

 

Составитель: Чудакова

Ирина Викторовна,

преподаватель ДХШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МEГИОН 2015

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа «Интересная графика» позволяет углублять познания в области графики, совершенствовать умения и навыки владения разнообразными графическими материалами, овладеть выразительными средствами графики и научиться творчески их использовать. Занятия способствуют развитию творческих способностей детей, интеллектуальному и духовному развитию личности, дают возможность самореализации.

В данной программе система занятий основывается на положении о единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере того, как овладевают навыками художественной изобразительной деятельности. Она включает заинтересованное воспитание и художественной наблюдение действительности с участием учащихся в оценке, отношении в выборе, а также посильное самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественных замыслов в материале.

Задача художественно-творческого развития учащихся определяется как развитие «умение видеть», посредством овладения специфическими художественным средствами изображения через восприятие действительности. Под руководством преподавателя постоянно обогащающееся восприятие окружающего мира приучает учащихся искать средства воплощения этих восприятий.

Система занятий строится с учетом возрастных особенностей изобразительной деятельности учеников. Все виды учебной работы взаимосвязаны, в каждом из них присутствуют элементы другого: в задачах, относящихся к рисунку, обязательно присутствуют элементы композиции, как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенного замысла, имеющего выразительно-эстетическое значение, композиционная деятельность вбирает в себя задачи оценки и выбора.

Направленность программы.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность потому, что направлена на развитие у учащихся художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению большого мира искусства и воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна.

Новизна данной образовательной программы заключается в

последовательном представление о средствах графики, принципах работы с

разными материалами и в разных техниках,

что, в свою очередь, дает возможность ученикам получить и

использовать огромный диапазон тематик и методов реализации творческого замысла, а

также формирует самостоятельный подход к выбору таковых из многообразия

имеющихся, что позволяет формировать личность юного художника со всем

необходимым вниманием, но без лишнего давления на его творческий потенциал.

Актуальность

Данная образовательная программа позволяет повысить общий уровень подготовки учащихся художественной школы.    

Цель программы: обучить творчески использовать выразительные средства графики и возможности графических материалов в соответствии с идейным замыслом.

Задачи:

·   познакомить учащихся с видами графики

·   обучить приемам работы различными графическими материалами в различных техниках

·   познакомить с техниками печатной графики

·   развивать навыки комбинирования различных графических приемов, техник и материалов

·   научить осознанному построению композиции

·   развивать образное мышление

·   воспитывать интерес к самостоятельному изучению возможностей графики

·    приучить к ответственности за конечный результат

По окончании курса преподаватель может четко выявить склонность учащихся к определенным видам графики, оценить полученные учащимися навыки и умения

Главное значение в программе отводится практической деятельности, выполнению творческих заданий, что обусловлено самой спецификой предмета.

            При выполнении творческих заданий используется преимущественно коллективная форма организации деятельности обучающихся, что также продиктовано спецификой предмета и самой природой художественного творчества.

            В процессе обучения идет чередование работы с натуры и создания творческих композиций по представлению, что позволяет развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру, творческое воображение и образное мышление, формировать творческий отклик на явления действительности. Данная программа рассчитана на 1 год, 33 учебных часа и предназначена для детей 7-11 лет, которые постоянно посещают занятия. Занятия проходят 1 час в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, и она дает возможность индивидуального подхода к детям с различными творческими возможностями и уровнем подготовленности. Задания распределяются таким образом, что по мере приобретения навыков работы учащимися, задания усложняются. В процессе работы над графическими композициями необходимо уделять внимание на развитие осмысленного рисования, поощрять стремление учеников выражать в своих работах собственные переживания, донести авторскую идею до зрителя.

Также необходимо поддерживать межпредметные связи с основами изобразительной грамоты и рисования, чаще обращаться к истории искусств.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Предполагается, что в результате прохождения курса по данной программе обучающиеся должны:

  • знать основные приемы работы различными материалами графики (цветными карандашами, фломастерами, тушью, гелевой ручкой, пастелью, акварелью, восковыми мелками, масляной пастелью), уметь применять их в практической работе
  • иметь представление о возможностях комбинирования различных материалов графики, владеть приемами комбинирования некоторых материалов
  • иметь представление о гравюре и печатной графике; знать такие техники, как граттаж, печать картоном и различными предметами, монотипия, владеть основными приемами работы в данных техниках
  • уметь использовать эскизы в работе над графической композицией
  • уметь выбирать графический материал для воплощения своего творческого замысла

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Вводный, который проводиться перед началом работы и предназначен для выявления творческих способностей и уровня подготовки учащихся.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль осуществляется в форме просмотра и обсуждения работ. В процессе просмотра анализируется оригинальность замысла и его воплощения, соответствие изобразительных средств творческому замыслу. Лучшие из созданных работ принимают участие в конкурсах и выставках.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

высокий;

средний;

низкий.

Критерии оценивания работ:

·         5 (отлично): Программа выполнена полностью, усвоены базовые знания по композиции и технологи материалов, проявление инициативы в освоении темы, работы носят законченный характер. Работы выполнены с учетом композиционных требований

·         4 (хорошо): Программа выполнена, приобретены начальные навыки работы с материалом. Работы выполнены без учета композиционных требований не полностью продемонстрированы выразительные возможности материалов  

·         3 (удовлетворительно): Программа в целом выполнена, навыки слабые, знания поверхностные, отсутствие композиции в работах, слабое демонстрирование возможностей материалов

·         Н/а (не аттестация): Программа не выполнена

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практ. Занятия

1

2

3

4

5

6

1.                   

«Веселые собачки»

1

0,5

0,5

2

2.                   

«Трубопровод»

1

0,5

0,5

2

3.                   

«Линии-неразлучники»

1

0,5

0,5

2

4.                   

«Городские кошки»

1

0,5

0,5

2

5.                   

«Мир деревьев»

1

0,5

0,5

2

6.                   

«Пятнистый дружок»

1

0,5

0,5

2

7.                   

«Старинные автомобили»

1

0,5

0,5

2

8.                   

«Вкусные фрукты»

1

0,5

0,5

2

9.                   

Контрольный урок

1

-

1

2

10.               

«Рисуем ветер»

1

0,5

0,5

2

11.               

«Спортивные рисунки»

1

0,5

0,5

2

12.               

«Роботы»

1

0,5

0,5

2

13.               

«День и ночь»

1

0,5

0,5

2

14.               

«Коллекция жуков»

1

0,5

0,5

2

15.               

«Цветочные узоры»

1

0,5

0,5

2

16.               

Контрольный урок

1

-

1

2

17.               

«Птичка на проводе»

1

0,5

0,5

2

18.               

«Ажурные цветочки»

1

0,5

0,5

2

19.               

«Подводные каракули»

1

0,5

0,5

2

20.               

«Узорчатый сквер»

1

0,5

0,5

2

21.               

«Силуэты джунглей»

1

0,5

0,5

2

22.               

«Лабораторные опыты»

1

0,5

0,5

2

23.               

«Чайный сервиз»

1

0,5

0,5

2

24.               

«Вышел зайчик погулять»

1

0,5

0,5

2

25.               

Контрольный урок

1

-

1

2

26.               

«Сафари»

1

0,5

0,5

2

27.               

«Расписные домики»

1

0,5

0,5

2

28.               

«Переливы»

1

0,5

0,5

2

29.               

«Интересные принты»

1

0,5

0,5

2

30.               

«Вспененные фантазии»

1

0,5

0,5

2

31.               

«Белое на черном, черное на белом»

1

0,5

0,5

2

32.               

«Парад слонов»

1

0,5

0,5

2

33.               

Зачет

1

-

1

2

34.               

 

33

14,5

18,5

66

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. «Веселые собачки»

Цветные карандаши как материал графики. Техника работы цветными карандашами. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Характер линии. Приемы штриховки. Значение фактуры бумаги, используемой для рисунка. Рисование с натуры и по представлению.

Задание: линейные зарисовки собак с натуры и стилизованные по представлению с применением различных приемов штриховки

Материал: цветные карандаши, ластик, формат А 4

Самостоятельная работа: дорисовать аксессуары собачкам

  1. «Трубопровод»

Особенности фломастера как графического материала. Приемы работы фломастером. Особенности работы фломастером с высыхающим фетром. Работа с использованием разных цветов фломастера. Значение ритма в композиции. Наложение объемов. Возможно использование линеек, циркулей или шаблонов.

Задание: изобразить трубопровод с трубами различной толщины

Материал: фломастеры, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок рычагами, панелями с кнопками, местами соединений, заклепками, мышками

  1. «Линии-неразлучники»

Особенности гелевой ручки как графического материала. Приемы работы гелевой ручкой. Линия как выразительное средство в композиции. Раскрытие возможностей линии в создании композиции.  Создание линейной композиции, применяя все возможные линии: (вертикальные, горизонтальные, ломаные, волнистые, «живые» и т. д.) 

Задание: выполнить рисунок деревенского двора, не отрывая руки от листа

Материал: гелевая ручка, формат А4

Самостоятельная работа: выполнить рисунок группы птиц, не отрывая руки от листа

  1. «Городские кошки»

Особенности пастели как графического материала. Приемы работы пастелью. Работа на тонированной бумаге. Способы закрепления рисунка. Мягкая бархатистая пастель – учимся понимать красоту и выразительность этого материала.

Задание: изображение котов с разным характером

Материал: пастель, бумага суровая (оберточная) формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок аксессуарами для животных

  1. «Мир деревьев»

Особенности туши как графического материала. Техника «тушь, перо». Техника «тушь, кисть». Значение фактуры бумаги. Особенности работы на сухой и на влажной бумаге. Различные формы деревьев – плакучая ива, береза, шарообразная форма, пирамидальная - кипарис. Способы создания различной кроны деревьев (кончиком кисти, боковая поверхность кисти, кисть щетина). Двух - тональное решение - светлый фон, темный силуэт. Характер линии. Изображение ветки с определенным характером, настроением – нежные побеги и могучие ветви.

Задание: выполнить композицию с различными видами деревьев

Материал: тушь, перо, кисти № 1,2,3, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями: травка, стрекозы, бабочки, цветы и т.д.

  1. «Пятнистый дружок»

Беседа о внешнем виде животных, пресмыкающихся. Дальнейшее знакомство с выразительными возможностями линии, пятна в декоративной графике. Стилизация пластических форм животных. Нарисовать контур животного, заполнить формы кружочками.

Задание: передать выразительность образа животного фактурой материала

Материал: акварель, ватные палочки, черная пастельная бумага формат А 4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок выразительными деталями

  1. «Старинные автомобили»

Особенности восковых мелков как графического материала. Приемы работы восковыми мелками. Работа на тонированной бумаге. Беседа о видах транспорта, их значении, цвете. Разные марки старинных автомобилей. Совершенствование навыков выполнения линейного рисунка, соблюдение пропорций в изображении машин.

Задание: передать образ старинного автомобиля

Материал: восковые мелки, тонированная бумага, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями

  1. «Вкусные фрукты»

Особенности масляной пастели как графического материала. Приемы работы масляной пастелью. Работа на тонированной бумаге. Значение фактуры бумаги, используемой для рисунка. Рисование с натуры и по представлению. Способы смешения цветов: оптическое смешение, наложение одного цвета на другой.

Задание: выполнение рисунка фруктов с натуры

Материал: масляная пастель, пастельная бумага холодных оттенков, формат А4

Самостоятельная работа: выполнение овощей техническими приемами, усвоенными на уроке

  1. Контрольный урок

Проведение просмотра учебных и творческих работ

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру

  1. «Рисуем ветер»

Продолжение знакомства с цветными карандашами как материалом графики. Техника работы цветными карандашами для передачи движения. Линия, штрих, пятно – основные выразительные средства графики. Характер линий и штрихов. Приемы штриховки для выявления формы, фактуры и движения предметов. Значение фактуры бумаги, используемой для рисунка. Движущиеся потоки воздуха можно изобразить в виде волнистых двойных линий или вихреобразных завитков. 

Задание: выполнить композицию с развивающимися на ветру деревьями

Материал: цветные карандаши, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок различными деталями

  1. «Спортивные рисунки»

Дальнейшее знакомство с выразительными возможнос­тями линии, пятна, тона в декоративной графике. Стилиза­ция пластических форм человека. Поиск наибо­лее пластической выразительности движения человека (спорт) - с использованием известных графических при­емов. Композиционная и эстетическая роль ритма в восприятии декоративной графической работы. Понятия «статика» и «динамика». Ритм линии, передающей движение или покой. Ритм пятен.

Задание: изображение спортсменов в различных позах

Материал: фломастеры, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунки деталями: номера на майках, ворота для футболистов, корзина для баскетболистов

  1. «Роботы»

Простейшие геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, круг и их модификации: равносторонний, равнобедренный треугольники; ромб и квадрат; полукруг, кольцо и т. д. Понятие - диагональ. Стилизованные изображения роботов, составленные из отдельных геометрических фигур и из их сочетаний. Продолжение знакомства с различными приемами заполнения формы при работе гелевыми ручками: штриховка с разными промежутками между линиями, зигзаги, перекрестная штриховка, короткие штрихи, кружочки и точки.

Задание: выполнить рисунок робота, используя за основу геометрические фигуры

Материал: гелевая ручка, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок: шарнирами в местах сгиба, антенки на голове, оголенные провода и т.д.

  1. «День и ночь»

Особенности пастели как графического материала. Приемы работы пастелью - плашмя. Нанесение цвета большими массами и растирание по поверхности для создания смягчающего эффекта. Работа на тонированной бумаге. Способы закрепления рисунка. Мягкая бархатистая пастель – учимся понимать красоту и выразительность этого материала. Способы изображения солнечного дня и лунной ночи: выбор цвета бумаги и мелков для передачи определенного времени суток (холодная и теплая цветовая гамма). Рисование сюжетов по представлению и по памяти.

Задание: изображение пейзажа при солнечном и лунном освещении

Материал: пастель, пастельная бумага желтого и синего цветов формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями

  1. «Коллекция жуков»

Особенности туши как графического материала. Техника «тушь, перо». Техника «тушь, кисть». Значение фактуры бумаги. Беседа о жуках. Рассматривание фотографий с изображением различных жуков. Учить наблюдать форму, строение, цвет жуков. Выделять в рисунке характерные черты персонажа. Передать выразительность образа жуков линией и формой.

Задание: выполнить композицию с жуками, оформив рисунок рамкой

Материал: тушь черная, цветная (1-2 цвета), перо, кисти № 1,2,3, тонированная бумага формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями

  1. «Цветочные узоры»

Особенности акварели как графического материала. Познакомить с приёмами работы акварелью: заливка и размывка; с техникой работы акварелью «по-сырому». Развивать технические умения использования кисти: рисование кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Познакомить с сетчатым видом орнамента. Учить составлять мотив и рапорт будущего орнамента ткани.

Задание: выполнить эскиз рисунка для ткани

Материал: акварель, кисти № 1,2,3, 6, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями: прожилки на листьях, усики

  1. Контрольный урок           

Проведение просмотра учебных и творческих работ

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру

  1. «Птичка на проводе» (фроттаж)

Фроттаж - техника для создания текстурного  рисунка. Освоить многоцветную технику для создания текстурного рисунка фроттаж. Изучить и понять фактуру предметов. продолжение знакомства со средствами композиции: композиционный центр. Материалы с различной фактурой. Найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета. Научить учащихся реализовывать замысел с помощью полученных знаний в художественно-творческой деятельности. Изучить практические приёмы создания изображения цветными карандашами, используя технику фроттаж. Развитие чувства совмещения материалов, цвета и фактуры

Задание: выполнить декоративную композицию

Материал: цветные карандаши, высушенные листья, листы бумаги с различной фактурой, предметы, имеющие рельефную поверхность: кружево, мелкая терка, дощечка, гофрированная бумага, декоративная сетка, формат А4

Самостоятельная работа: приготовить материалы для работы

  1. «Ажурные цветочки»

Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная композиция в геометрической плоской фигуре. Симметрия. Особенности декоративной графики, ее отличие от художественной (сфера применения и выразительные средства). Многообразие и красота узоров в природе Изучение формы, строения и цвета растений, развивать умение стилизовать и декорировать цветы. Заполнение изображения декоративными элементами (узорами). Развивать умение использовать фломастеры разной толщины. Получение цвета путем наложения одного оттенка на другой.

Задание: выполнить рисунок декоративных ажурных цветов

Материал: фломастеры, карандаш, ластик, формат А4

Самостоятельная работа: подобрать бумагу для выполнения задания

  1. «Подводные каракули»

Передача и преумножение опыта творческой деятельности, при работе с черной гелевой ручкой – графическим материалом (основные средства выразительности: точка, линия, пятно). Стремление использовать средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла. Изучение средств композиции: ритм. Работа с силуэтом: развитие чувства формы и пропорций.

Задание: рисование морских обитателей

Материал: цветные гелевые ручки, формат А4

Самостоятельная работа: эскизные зарисовки морских животных.

  1. «Узорчатый сквер»

Особенности пастели как графического материала. Приемы работы пастелью – плашмя и ребром. Работа на тонированной бумаге. Применение в рисунке пастельных карандашей для контраста: области насыщенного цвета перекрывается легкой штриховкой, которая позволяет основному цвету просвечивать сквозь верхний слой. Ритмичные закономерности природных форм. Изобразительные и выразительные возможности ритма линий и пятен, цветового контраста.

Задание: нарисовать сквер, используя пятно и линию

Материал: пастель, пастельные (акварельные) карандаши, пастельная бумага А4

Самостоятельная работа: дополнить рисунок выразительными деталями

  1. «Силуэты джунглей»

Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности – линия, штрих, тон. Изучение особенностей и приемов работы тушью и кистью. Понятие пятна, силуэта. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Изучение законов композиции.

Задание: выполнить силуэтную композицию

Материал: тушь, кисти № 1,2 5, формат А4

Самостоятельная работа: дополнить композицию интересными мелочами

  1. «Лабораторные опыты» (коллективная работа)

Изучение нетрадиционных техник рисования: выдувание. Развитие воображения, чувства ритма и композиции. Умение работать в коллективе. Знакомство с различными видами лабораторного оборудования, с целью обогащения зрительных и художественных впечатлений.

Задание: выполнить коллективную композицию

Материал: акварель, кисти, трубочки, формат А4

Самостоятельная работа: оформить коллективную работу

  1. «Чайный сервиз»

Создание образа бытового предмета в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства. Создание образа красивой домашней вещи с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

Задание: выполнить украшение чайного сервиза

Материал: восковые мелки, шаблоны чайного сервиза

Самостоятельная работа: подготовить шаблоны для занятия

  1. «Вышел зайчик погулять» (сграффито)

Освоение приемов работы масляной пастелью в технике сграффито. Освоение выразительных возможностей масштаба, ритма подобранных элементов, тонового контраста. Изучение различных видов штриховки. Наложение темной пастели на светлую.

Задание: выполнить рисунок пушистого животного

Материал: масляная пастель, острые палочки, формат А4

Самостоятельная работа: подготовить рисунок для работы

  1. Контрольный урок           

Проведение просмотра учебных и творческих работ

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру

  1. «Сафари»

Изучить возможности комбинирования графических материалов. Особенности комбинирования цветных карандашей и акварели, техника и выразительные возможности материалов. Освоение выразительных возможностей штриховки и контрастных цветов. Приемы создания динамичной композиции. Создание образа мощного, стремительного движения при помощи размашистой штриховки.

Задание: нарисовать нескольких зверей одной породы, бегущих на разных расстояниях от нас

Материал: акварель, цветные карандаши, пастельная бумага желтого цвета формат А4

Самостоятельная работа: рассмотреть картинки животных саваны.

  1. «Расписные домики»

Особенности комбинирования акварели с черным фломастером и с цветными фломастерами. Передать геометрическую основу здания (треугольник, квадрат, прямоугольник). Учить анализировать форму строения. Закреплять навыки владения графическими материалами. Заливка фона акварелью. Черным фломастером нарисовать контуры домов, а цветными фломастерами заполнить контуры, используя разные варианты штриховки (горизонтальную, вертикальную, наклонную).

Задание: передать характерные особенности архитектурных построек.

Материал: акварель, фломастеры, пастельная бумага светло-голубого цвета формат А4

Самостоятельная работа: дополнить изображение мелкими штрихами, точками, завитушками.

  1. «Переливы»

Изучить монотипию как вид печатной графики. Специфика монотипии, ее выразительные возможности. Техника выполнения монотипии. Материалы для монотипии. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту. Расширить знания о пейзаже как жанре живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.

Задание: выполнить пейзаж-настроение

Материал: стекло формат А4, листы бумаги формат А4, гуашь, кисти

Самостоятельная работа: дополнить рисунок мелкими деталями

  1. «Интересные принты»

Освоение приемов печатной графики. Печать различными предметами. Обучать умению создавать декоративные композиции используя отпечатки различных предметов. Развитие цветовосприятия. Использовать средства композиции. Понятие «фактура». Многообразие фактур различных поверхностей. Передача фактуры средствами декоративной графики. Использование выразительности фактуры в творческих работах.

Задание: создание различных принтов

Материал: гуашь, кисти, различные предметы (расческа, ластик, карандаш, фломастер, пластиковые фигурки), бумага формат А4

Самостоятельная работа: выполнение серии работ

  1. «Вспененные фантазии»

Трафаретная печать из вспененной резины. Понятия «абстракция», «абстрактная форма». Творчество художников-абстракционистов: П. Пикассо, Ф. Леже, K. Малевича, П. Филонова. Развитие восприятия абстрактных форм в произведениях художников. Абстрактные формы в декоративной работе. Упражнения - синтезирование конкретной формы из абстрактных геометрических фигур. Уравновешенная композиция. Печать из шаблонов различных геометрических форм, разного по фактуре

Задание: поиск образа в абстрактном произвольном сочетании геометрических фигур (применение различных графических приемов).

Материал: вспененная резина, гуашь, кисти, ножницы

Самостоятельная работа: оформить рисунок в рамку

  1. «Белое на черном, черное на белом»

Гравюра и сходные с ней техники. Виды гравюры. Термин «граттаж». Материалы и инструменты для граттажа. Техника граттажа. Граттаж черно-белый и бело-черный (белую бумагу покрываем черной краской, черную бумагу - белой). Органично заполнить лист, выделить композиционный центр, разобрать по тону, создать разнообразные фактуры. Подготовка основы (лист). Приёмы работы аналогичны графитной декоративной линии, но способом процарапывания.

Задание: выполнить композицию «Белая ворона»

Материал: яйцо, черная и белая бумага, гуашь черная и белая, тушь, кисти, острые палочки

Самостоятельная работа: подготовить лист для работы

  1. «Парад слонов»

Гравюра и сходные с ней техники. Виды гравюры. Термин «граттаж». Материалы и инструменты для граттажа. Техника граттажа. Граттаж цветной. Органично заполнить лист, выделить композиционный центр, разобрать по тону, создать разнообразные фактуры. Подготовка основы (лист). Приёмы работы аналогичны графитной декоративной линии, но способом процарапывания.

Задание: выполнить композицию

Материал: яйцо, бумага с рисунком, гуашь, цветная тушь, кисти, острые палочки

Самостоятельная работа: подготовить лист для работы

  1. Зачет

Проведение итогового просмотра учебных и творческих работ

Самостоятельная работа: подготовка работ к просмотру

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Карандаши графитные различной твердости

Цветные карандаши

Фломастеры

Гелевые ручки

Восковые мелки

Масляная пастель

Ластик

Бумага формата А 4

Тонированная бумага

Маркеры цветные

Пастель

Тушь черная и цветная

Перья плакатные

Кисти круглые (белка, колонок, синтетика) №№ 2-14

Кисти плоские (белка, колонок, синтетика) №№ 2-10

Кисти щетинные №№ 2-10

Акварель (не менее 16 цветов)

Ножницы

Клей ПВА

Наждачная бумага №№ 0-5

Шаблоны и формы для печати

Тонкие палочки

Ветошь

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авсиян О.А.   «Натура и рисование по представлению», М., 1985г.

Джилл Р. Рисование пером и тушью.

Королев В. Материалы и техники рисунка.

Кузин В.С.   «Наброски и зарисовки», М., 1982г.

Сокольникова Н.М.   «Основы рисунка», М., 1996г.

Сокольникова Н.М.   «Основы композиции», М., 1996г.

Шорохов Е.В.   «Композиция», М., 1986г.

Уотт Фиона «Энциклопедия  юного художника», М., 2013 г.

Фаворский В.А.   «О рисунке. О композиции», Фрунзе, 1966г.

Харриссон Хазел «Энциклопедия техник рисунка», М., 2005 г.